Кризис на Ближнем Востоке. Риски и возможности для бизнеса.

Как вы уже знаете, в ближневосточном регионе, начиная с октября 2023 года, эксперты и аналитики активно прогнозируют глобальный кризис, связанный с безопасностью и экономикой. Давайте вместе попробуем разобраться в этом кризисе, его тенденциях и развитии, рисках и возможностях для бизнеса.

События октября 2023 года заложили основу для кризиса, который может охватить Ближний Восток, Африку и Европу. Назревающие конфликты в Аденском проливе стали вторым шагом на пути к глобальному кризису безопасности. Риски для коммерческого судоходства в Красном море и Индийском океане возрастают, а расходы транспортных компаний растут, что косвенно влияет на конечную стоимость товаров для бизнеса и населения.

Риски судоходства в Красном море из-за кризиса безопасности в Аденском проливе и гипотетические риски кризиса безопасности в Ормузском проливе в случае эскалации конфликтов на Ближнем Востоке могут привести к проблемам с поставками сырой нефти и нефтепродуктов, что повлияет на мировые цены на нефть и топливо. Вместе с санкциями стран «Большой семерки» на нефть из Российской Федерации эти события могут стать сокрушительными для экономического развития во всем мире. В такой ситуации выгоду могут получить страны, имеющие доступ к собственной или дешевой импортной нефти для обеспечения своей экономики энергоносителями.

Однако на данный момент слишком мало аргументов для реализации такого апокалиптического сценария для мировой промышленности. На сырьевых рынках усиление напряженности создает риски для поставок, при этом энергетические рынки являются наиболее уязвимыми. Однако в отношении нефти и СПГ мы пока не видим какого-либо фундаментального влияния на цены.

Нефтепереработчики и потребители могут столкнуться с некоторыми первоначальными проблемами, поскольку цепочки поставок приспосабливаются к более длинному маршруту. Учитывая неопределенность и риск побочных эффектов, цены на нефть, вероятно, останутся относительно хорошо поддерживаемыми. Для того чтобы цены на нефть значительно выросли, нам необходимо увидеть еще большую эскалацию и/или значительную потерю поставок нефти.

Помимо нефтепродуктов, ближневосточный кризис затронул и продукты питания. Например, Евросоюз в пик урожая импортирует 35% столового винограда из Индии, свежий имбирь из Китая в Великобритании подорожал более чем на треть, покупатели кофе вынуждены заменять вьетнамский кофе более дорогим бразильским кофе. Экспорт также пострадал. Итальянские поставщики, поставляющие в Азию яблоки, киви и цитрусовые на сумму 4,4 миллиарда долларов, сомневаются, что продукция может быть доставлена свежей.

Однако дефицит и высокие наценки на продукцию, скорее всего, носят краткосрочный характер и предназначены для снижения объемов продаж продукции, импортируемой с Востока, до тех пор, пока не наладится логистика. Таким образом, сокращая объем реализации продукции, запасы будут сохраняться на складах и полках магазинов до тех пор, пока не будут найдены новые поставщики или пока продукция не будет доставлена по «длинному» морскому пути в обход Африки.

Помимо очевидных рисков нарушения глобальной логистики, существуют и косвенные риски, прямо и косвенно связанные с событиями в Аденском проливе. Например, негативные последствия для экономики стран региона, связанные с логистическими маршрутами. Например, Египет, имеющий стабильные доходы от пошлин в Суэцком канале в размере $8,8 млрд (по итогам 2022/2023 финансового года), может потерять их часть.

Согласно данным, опубликованным Port-Watch, Международным валютным фондом (МВФ), объемы торговли через Суэцкий канал упали почти на 44 процента в годовом исчислении за неделю, закончившуюся 19 января, до семидневного скользящего среднего показателя в 2,8 миллиона тонн.

На прошлой неделе председатель Управления Суэцкого канала (SCA) Усама Раби заявил, что движение судов через канал упало на 30 процентов с начала 2024 года по сравнению с 2023 годом.

Несмотря на то, что больше всего от конфликта и военных действий пострадали Израиль, Западный Берег и сектор Газа. Однако экономический эффект простирается далеко за пределы зоны боевых действий. Соседние страны Египет, Иордания и Ливан уже ощущают экономические отголоски. Из-за опасений по поводу риска эскалации ситуации снижается туристический поток в регион, что нанесло серьезный ущерб экономике этих стран. Туризм, на долю которого в 2019 году приходилось от 35% до почти 50% экспорта товаров и услуг в этих странах, является очень важным источником иностранной валюты и доходов для населения. Это отразится на экономическом росте в зависимых от туризма экономиках, таких как Ливан, где заполняемость отелей в октябре упала на 45% пунктов по сравнению с годом ранее.

Поскольку в мире происходят огромные изменения на геополитическом и экономическом уровнях, что, естественно, сопровождается образованием множества конфликтных точек и глубокими трансформациями и изменениями, происходящими в политических и экономических альянсах и блоках. И события на Ближнем Востоке являются частью этих глобальных изменений. Это приводит к созданию новых возможностей для новых игроков в бизнесе и экономике.

Не следует забывать, что риски судоходства в Красном море высоки только для судов, принадлежащих ряду государств, а не для всех без исключения, что дает возможность морским грузовым компаниям из Азии и Африки увеличить количество контрактов по доставке грузов через Аденский пролив.

Все это займет некоторое время, и тогда цепочки поставок будут восстановлены, но экономические потери будут значительны для транспортных морских компаний из таких стран, как США, Великобритания, Израиль, а в будущем, возможно, и других стран, входящих в еврозону. Но увеличение спроса на африканских грузоперевозчиков в целом может стать стимулом для роста региональной экономики и триггером для привлечения внешних инвестиций.

С точки зрения инвестиций в этот кризисный период Египет может стать хорошим направлением, поскольку правительство страны прилагает большие усилия для привлечения иностранных инвестиций, поэтому для инвесторов можно получить особые преференции. Имея в виду, что Египет представляет собой ворота для многих торговых рынков в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA).

Международная организация труда (МОТ) и Исламский банк развития (ИБР) представили в декабре первое в истории исследование сценариев сильной политики промышленного и климатического развития в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Это исследование предполагает, что регион MENA может создать 10 миллионов новых рабочих мест к 2050 году за счет декарбонизации и зеленого промышленного роста, а также ускорить рост ВВП до 7,2 процента и занятости до 5,3 процента менее чем за три десятилетия благодаря сильной политике промышленного и климатического развития. А это означает, что этот регион имеет хороший потенциал в будущем и перспективы экономического и коммерческого роста, особенно в области зеленой и возобновляемой энергетики и многих других областях.

Многие страны Ближнего Востока являются свидетелями массового общественного бойкота брендов, продуктов и компаний, которые поддерживают Израиль или представляют страны, поддерживающие Израиль. Наиболее известные из этих бойкотированных брендов: McDonalds, Starbucks, французская косметика, ZARA… и т.д. и практически все продукты или бренды из США, ЕС и Великобритании находятся под этим давлением. Это движение бойкота дает огромные возможности для альтернативных продуктов и партнеров из России и Китая, поскольку люди арабского мира теперь смотрят на Китай и Россию как на надежных партнеров.

Китайский динамизм и быстрая совместимость с требованиями и требованиями арабского рынка привели к тому, что многие китайские товары, особенно одежда, заменили западные товары среди групп, бойкотирующих их. Этот динамизм еще не вполне созрел в российских компаниях и политике.

Подводя итог, мы видим, что самые высокие риски носят преимущественно краткосрочный характер и связаны с текущими логистическими коммуникациями. Если вы планируете вести бизнес на Ближнем Востоке, то лучше воспользоваться логистическими услугами компаний из Азии или Африки. Кризис в краткосрочной перспективе может так или иначе затронуть большинство секторов экономики Ближнего Востока, но наиболее чувствительными являются нефтегазовый сектор и продовольственный сектор. Большие экономические риски в краткосрочной перспективе ждут страны еврозоны, которые зависят от экспорта энергоносителей и продуктов питания из Азии.

Одна из возможностей, которую можно получить в этой ситуации, — это работа с импортом продовольствия в краткосрочной перспективе из Южной Америки. Также налаживаем новые отношения с морскими грузовыми перевозчиками из Азии и Африки. В среднесрочной перспективе, поскольку этот кризис несет в себе риск эскалации конфликта в регионе, можно рассмотреть возможность инвестирования в транспортный или инфраструктурный сектор Египта.