В 2023 году выросли продажи БАД на маркетплейсах (OZON и WildBerries)

За последний год из-за санкций в России активно развевается рынок продажи БАД через маркетплейсы. От части стимул к такому развитию дал уход крупных иностранных маркетплейсов с российского рынка, а от части и тенденция развития on-line торговли, которая каждый год растет.

По данным исследовательской компании MoneyPlace за первое полугодие 2023 года на маркетплейсе OZON общий оборот БАДов вырос на 256% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. На маркетплейсе Wildberries за первое полугодие 2023 года общий оборот БАДов вырос на 102% по отношению к первому полугодию 2022 года.

На примере двух этих маркетплейсов безусловным лидером стал бренд «Эвалар» (оборот компании превысил 698 млн. руб.) со своим топовым по продажам БАДом – «Магний Хелат» (оборот более 43 млн. руб.). Общий же оборот БАДов на всех маркетплейсах в России оценивается в 5 миллиардов рублей, что примерно может составить 14% от общего рынка БАДов.

Лидер продаж БАД в первом полугодии 2023 года — «Магний Хелат» от Эвалар.

Как видим по информации аналитиков, то рынок дистанционной торговли БАД стремительно развивается и предоставляет возможности начинающим предпринимателям заработать свой первый капитал. Но не стоит забывать, что БАД относится к специализированной пищевой продукции и необходимо их зарегистрировать, то есть оформить Свидетельство о государственной регистрации биологически активной добавки.

Не всегда начинающие предприниматели на маркетплейсах знают всех процедур по регистрации БАД, тут мы вам поможем разобраться как это все проходит и какие сложности могут быть.

Для начала нужно учесть несколько важных особенностей касательно регистрации БАД:

  1. Необходимо убедиться, что ваш БАД соответствует определению установленному в таможенном союзе (Евразийском союзе), а именно БАД – это природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции.
  2. Заявителем при регистрации БАД (получении СГР) может быть только компания-резидент или индивидуальный предприниматель-резидент Евразийского союза, т.е. иностранные производители и торговые дома не могут получить СГР на свою продукцию, если не откроют компанию в России.
  3. СГР не имеет ограничения срока действия, но один и тот же продукт можно зарегистрировать только один раз, то есть нельзя дважды зарегистрировать БАД с одинаковым составом, названием и от одного и того же производителя.

Следует запомнить, что не любой иностранный БАД может на территории стран ЕАЭС считаться БАДом, главное назначение БАД исходя из определения, установленного в Таможенном союзе (ЕАЭС) – это добавить в рацион человека те или иные активные вещества и не более того. Если же иностранный БАД обещает вылечить, повысить иммунитет, укрепить суставы или как-то убрать симптомы болезни, то это уже медицинский препарат и на него необходимо получать Регистрационное Удостоверение в Росздравнадзоре, что в разы сложнее и требует больших затрат чем получить СГР на БАД.

Зачастую иностранные БАД, которые имеют явный лечебный эффект, можно оформить как БАД в ЕАЭС, но не на этикетке, не при рекламе не должно фигурировать никаких лекарственных или медицинских свойств. Только информация источником какого биологически-активного вещества является эта добавка к пище.

При рекламе БАД нельзя:

  • создать впечатление, что ваш БАД является медицинским или лекарственным препаратом;
  • приводить отсылки на случаи излечения людей при приеме БАД от каких-то заболеваний или случаи улучшения их состояния при тех или иных заболеваниях;
  • отображать благодарственные отзывы покупателей, которым такой БАД мог помочь (см. предыдущий пункт);
  • как-то побуждать к приему БАДов и отказу от здорового питания (лучше всего при рекламе сделать отсылку, что БАД является дополнительным источником такого-то вещества и не является заменой здоровому питанию);
  • использовать результаты каких-либо исследований как преимущества или рекомендацию вашего БАД.

Процесс государственной регистрации БАД имеет регламентированный порядок проведения и сроки, однако может варьироваться по стоимости и срокам проведения работ в зависимости от разных стран. На данный момент очень популярным направлением регистрации СГР на БАДы является Республика Армения, так как сроки прохождения процедуры там быстрее, а стоимость может быть ниже, чем прохождение соответствующей процедуры получения СГР в России. В общем если упростить, то процесс государственной регистрации БАД состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный этап. В рамках этой фазы заявителю потребуется провести большую работу, включающую разработку сопроводительной документации в соответствии с Санитарными нормами и правилами СанПиН 2.3.2.1290-03. В состав такой документации должны входить технические условия (ТУ) и технологические инструкции (ТИ) для продукта. Также заявителю потребуется разработать и согласовать макет упаковки товара, отвечающий требованиям к маркировке БАД, утвержденным ТР ТС 021/2011.
  2. Испытания образцов в подходящей аккредитованной лаборатории.
  3. Проведение экспертизы и получение экспертного заключения
  4. Рассмотрение документов в Роспотребнадзоре после которой осуществляется государственная регистрация БАД в Роспотребнадзоре с выдачей СГР. Сведения о выданном документе вносятся в Единый реестр Роспотребнадзора

Ранее популярным направлением получения СГР была Киргизия, но популярность этого направления обусловлена была тем фактором, что в Киргизии не проходила процедура получения СГР, по существу, а лишь на бумаге и через этот канал получения документов на рынок стран ЕАЭС попало очень много контрафактных товаров, не соответствующих нормативам.

Сейчас через Киргизию оформить документы стало сложнее, так как там идут проверки и расследование. Ну а мы рекомендуем проходить процедуру получения СГР в соответствии с нормативными документами.

Если у вас есть вопросы, вы можете задать их экспертам нашей команды в WhatsApp.