ISO/PAS 23263 Снижение серы в судовом топливе
Вопросы экологии обретают все большее значение и приверженность в Европе, одним из ярких шагов в пользу экологии является разработка и публикация стандарта ISO/PAS 23263:2019 «Нефтепродукты – Топливо класса «F» — Соображения для поставщиков и потребителей судового топлива с учетом требований по максимальному допустимому значению серы не более 0,5% в 2020 году». Стандарт был разработан подкомитетом SC 4 технического комитета TC 28 во Франции.
Предшествовало разработке стандарта решение о постановке цели Международной Морской Организацией (IMO – International Maritime Organization) о сокращении выбросов выхлопных газов и снижению максимально допустимых значений содержания серы в судовом топливе до 0,5%. На данный момент содержание серы в судовом топливе достигает значений в 3,5%. Но уже цель определена к достижению на начало 2020 года.
Стандарт ISO/PAS 23263 поможет производителям учесть потребности рынка, а потребителям получить топливо, которое оставляет меньше загрязнения для окружающей среды. В документе приведены технические решения и соображения для таких характеристик как:
- кинематическая вязкость – отношение динамической вязкости к плотности жидкости;
- свойства холодного потока – «холодные свойства» топлива, определяемые мерой текучести или фильтруемости;
- стабильность – способность топлива сохранять фракционный состав и однородность;
- характеристики зажигания – условия и свойства воспламенения топлива;
- каталитическая (кошачья) мелочь – образуются при сгорании тяжелого нефтяного топлива в виде твердых частиц, которые попадают в топливо на нефтеперерабатывающем заводе и могут нанести повреждения гильз цилиндров двигателя в процессе сгорания.
Кроме этого, ISO/PAS 23262 определяет критерии совместимости между различными видами топлива в рамках ISO 8217:2017 «Нефтепродукты – Топливо класса «F» — Технические условия на судовое топливо».
Основные цели снижения предельного содержания серы в топливе обусловлены глобальными целями снижения загрязнения окружающей среды, в том числе и выхлопными газами. Однако такие изменения могут существенно повлиять на производителей судового топлива.
В России много небольших НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) ориентированы на производство СМТ (Судовое маловязкое топливо), которое реализуется как в России, так и за ее пределами. СМТ популярно не только в морской логистике, но и для котельных и энергетических генераторов. Смогут ли Российские производители к 2020 году изменить технологический процесс переработки нефти для получения судового топлива с максимальным содержанием серы не более 0,5%? Наверное, только сами производители смогут ответить на такой вопрос.