Стандарты ISO для дополнительного образования

Поздравляем с наступившим днем знаний и рассмотрим, какие международные стандарты помогают сделать образовательную сферу более качественной. Все стандарты ISO в сфере образования и обучения находятся в ведении Технического Комитета ISO/TC 232 «Образование и образовательные услуги». Комитет расположен в Германии и занимается стандартизацией в сфере образовательных услуг, системы управления в образовании, оценки, терминологии и этического поведения в образовательной сфере.

Образование является двигателем прогресса науки и общества. Человечество 10 000 лет назад только начало переходить к земледелию и научилось изготавливать из камня орудия труда. 1 000 лет назад человечество думало, что земля плоская и смотрело на звезды и луну с трепетом. 50 лет назад человечество уже высадилось на луне, а сейчас мы обладаем гаджетами, которые моментально могут обрабатывать огромные объемы информации. Все это возможно благодаря накопленным знаниям, передача которых от поколения к поколению осуществляется через образование.

Стандарты разработанные и опубликованные Техническим Комитетом ISO/TC 232 способствуют реализации четырех Целей Устойчивого Развития ООН:

Рассмотрим какие стандарты, разработанные ISO/TC 232, помогут повысить качество образовательных услуг:

  1. ISO 21001:2018 «Образовательные организации – Системы менеджмента для образовательных организаций – Требования и руководство по применению». Документ свежий и был опубликован в мае 2018 года. ISO 21001 устанавливает требования к системе управления образовательными организациями, которые способны поддерживать, приобретать и развивать компетенции в преподавании и/или исследовании и направлены на повышение удовлетворенности обучающихся. Стандарт будет полезен для любой образовательной организации или иной организации, осуществляющей образовательные функции или оказывающей образовательные услуги. Например, можно применять ISO 21001 для корпоративных университетов или учебных центров организаций, которые не занимаются образовательной деятельностью, но проводят повышение квалификации или уровня знаний собственных сотрудников.   
  2. ISO 29991:2014 «Услуги по изучению языка вне формального образования – Требования». Стандарт на данный момент находится на стадии пересмотра и в новой редакции будет иметь обозначение – ISO / WD 29991. Документ устанавливает требования к качеству преподавания языка в различных организациях и языковых центрах, которые не входят в структуру классического образования (школы, колледжи, университеты и т.д.). Так как сейчас у нас в стране происходит настоящий бум развития языковых школ, данный стандарт, естественно в новой редакции, будет очень актуален для применения, т.к. повысит качество преподавание, а следовательно, и удовлетворенность обучающихся. Также следует отметить, что данный стандарт применяется только к услугам по изучению языка, следовательно, если учебные центры оказывающие образовательные услуги по различным направлениям будут применять данный стандарт, он коснётся только языкового обучения.
  3. ISO 29992:2018 «Оценка результатов обучения – Руководство». Документ был опубликован в декабре 2018 года и содержит Руководство по планированию, разработке, внедрению и анализу оценок результатов образовательных услуг. ISO 29992 помогает оценить такие результаты как усвоенные знания учениками, компетентность преподавательского состава, эффективность как учебной программы так и в целом учебного заведения. Документ можно применять в учебных заведениях для оценки собственной эффективности, а также в организациях, осуществляющих внешнюю оценку образовательной деятельности.
  4. ISO 29993:2017 «Услуги по обучению вне формального образования – Требования к услугам». Опубликованный в августе 2017 года документ устанавливает требования к образовательным услугам не входящих в структуру классического образования (школы, колледжи, университеты и т.д.), таким как дополнительное профессиональное образование, дошкольное образование и иное образование. Например, внутреннее корпоративное образование, проведение тренингов или коучинг тоже подпадают под требования ISO 29993. В последнее время в России множество «бизнес-тренеров» и «коучеров», но знают ли они о данном документе?

Как видим документы в большей степени ориентированы на организации, оказывающие услуги в сфере дополнительного образования. Вероятно, это обусловлено большим количеством таких организаций и низким уровнем управленческих квалификаций у руководства таких организаций во всем мире. Использование и применение данных стандартов в организации дополнительного образования может не только повысить качество образовательных услуг, но и повысить имидж такой организации, так как люди успешно применяющие полученные знания создают самый лучший имидж для любой образовательной организации.