Ответственность за «серые» сертификаты

8 октября 2018 года в стенах Крокус Экспо в Москве прошел Российских Агротехнический Форум. На Форуме обсуждались вопросы развития сельхозмашиностроения. Программа мероприятия началась с сессии общественных слушаний «Самоходный фальсификат: как убрать с агрорынка опасную технику». Среди спикеров присутствовал Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Абрамов Алексей Владимирович.

Среди основных проблем оснащения отечественного агропромышленного комплекса на сессии также называли и фальсификат техники и запчастей. Доля продаваемых в России поддельных запчастей, по экспертным оценкам, может достигать 30%.

Алексей Абрамов обратил внимание участников сессии на проблему «черной» сертификации, когда компании получают поддельные сертификаты на сельскохозяйственную технику. По мнению Алексея Абрамова органы и эксперты, которые выписывают поддельные сертификаты, должны быть привлечены к уголовной ответственности, а покупатели таких документов к административным штрафам. Введение уголовной ответственности в свою очередь может снизить количество поддельных сертификатов на рынке.

На сессии также обсуждались предложенные меры борьбы с фальсификатом техники на агрорынке. Так было озвучено, что для повышения прозрачности оценки соответствия техники необходимо вводить одобрение типа самоходной машины, в том числе и в электронном виде. Кроме того, обсуждались вопросы проведения контрольных закупок.

Как мы уже знаем, глава Росстандарта в последний год проводит работы по повышению качества сертификации, контролеры ведомства ежемесячно в ходе проверок выявляют недопустимые или ошибочные практики в аккредитованных органах и лабораториях. В некоторых случаях итогом проверки становится лишение аккредитации. Поэтому рынок сертификации становится более прозрачным и вытесняет недобросовестных конкурентов.

Все эти процедуры привели и к повышению стоимости прохождения сертификации и зачастую создали дополнительные издержки для компаний производителей или экспортеров в виде транспортных расходов по доставке образцов в лаборатории.