Первый день маркировки

Первый день маркировки — именно так можно назвать первый день лета, который выдался по зимнему холодным в Поволжье и Урале. В этот день в экспериментальном режиме были  запущены маркировки нескольких групп товаров: обувь, драгоценности и продукты питания.

 

Основной целью эксперимента является тестирование механизма маркировки товаров. Дополнительная цель, для товаров групп обувь и драгоценности, противодействие незаконному ввозу, производству и обороту товаров. Дополнительная цель, для продуктов питания, визуально маркировать товары по содержащимся в их составе нутриентам (жиры, белки, углеводы, сахара и т.д.).

 

Рынок без контрафакта

Ранее 3 мая на сайте Правительства России был опубликован перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками с 2019 года. Перечень товаров был утвержден Распоряжением № 792-р, подписанным премьер-министром Дмитрием Медведевым 28 апреля 2018 года. Согласно перечню, к товарам подлежащим маркировки отнесены: табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды, обувные товары, фотокамеры и другие.

Остается вопросом, если будет введена маркировка, будет ли повышены цены на продукцию? По мнению основателя сети обувных магазинов Zenden, высказанному корреспондентам ТАСС, цена на обувную продукцию не изменится для конечного потребителя. Но по мнению некоторых опрошенных собственников ювелирных магазинов, торговля украшениями может стать сложнее и на данном рынке ожидается повышение цены.

Вызывает удивление столь различная позиция (по внедрению маркировки товаров) собственников бизнеса в этих отраслях. Давайте попробуем разобраться с чем это может быть связано. В обувном бизнесе большое количество контрафактной обуви на прилавках магазинов и рынков снижает возможности официальных производителей и импортеров реализовывать свою продукцию. При исключении из оборота контрафакта, официальные «игроки» смогут увеличить объем производства или поставки обуви, что вероятно может повлиять на снижение стоимости обуви. Однако сегмент очень дешевой и некачественной обуви может исчезнуть с прилавков.

Ювелирный бизнес в России может быть подобием айсберга и вероятно, что большая часть производства и ввоза драгоценных камней может быть скрыта в тени. Как известно доля синтетических драгоценных камней в России составляет 30-40%, а по некоторым данным и 60%. Современные технологии синтеза минералов и драгоценных камней позволяют делать качественные подделки, которые сложно распознать с помощью средств размещенных в магазинах. В таких условиях нет уверенности у конечного потребителя, что купленное кольцо с бриллиантов не имеет в себе синтетический камень.

Также с учетом размеров драгоценных камней вероятно есть «черные» каналы ввоза минералов в Россию для последующего производства. Если же маркировка будет работать полностью эффективно, и все драгоценные камни будут «белыми», по мнению собственников салонов, цена на украшения возрастет.

 

Светофор для продуктов

Кроме обуви и драгоценностей, 1 июня стартует эксперимент и по маркировке товаров питания цветами, всем нами известного, светофора. По замыслу Правительства цвета — зеленый, желтый и красный — будут сигнализировать покупателям о содержащихся в них веществ — опасных, приемлемых или допустимых для здоровья. В классификации цветов будут играть особое внимание такие продукты и нутриенты как соль, сахара, жирные кислоты, белки, витамины и т.д.

Первая торговая марка, которая внедряет маркировку светофор на своей продукции мороженного, стала «Юнилевер Русь». Как отметили в Роспотребнадзоре, выбор первого продукта, для нанесения маркировки светофор, неслучаен — мороженное с маркировкой выходит в продажу в «день защиты детей» и является любимым детским лакомством.

Мы можем все сами ознакомиться с маркировкой продукции компании «Юнилевер Русь», которая выпускает мороженное под торговыми марками: «Магнат», «Золотой стандарт», Экzо. Согласно маркировке на упаковке мороженного с красным цветом будет отражено высокое содержание жирных кислот и добавочного сахара, в мороженном с желтой маркировкой — среднее содержание этих веществ, зеленый — низкое содержание.

 

Большинство предпринимателей бояться указа по обязательной маркировке товаров с 2019 года. Как мы могли рассмотреть в случае с обувью он больше угрожает малым предпринимателям покупающим контрафактную обувь и реализующих ее с лотков и на рынках «экономных» товаров. В случае с драгоценностями ситуация более неоднозначная учитывая специфику рынка. Весьма вероятно, что ряд магазинов может быть закрыт, особенно учитывая снижающуюся покупательную способность граждан.

Касательно системы светофор, которая является добровольной, по нашему мнению нововведение позитивное. Компании и производители качественных товаров смогут отражать цвета на упаковках, а удорожание продукции в связи с этим не существенное. Возможно у маленьких производителей могут возникнуть сложности с лабораторными исследованиями на состав веществ. Но это не критично, так как система на данный момент не планируется к обязательному применению и носит только добровольный характер.