Новые критерии для налоговой самопроверки

Сотрудники ФНС при планировании выездных проверок применяют 12 критериев. Так показатели рентабельности и налоговой нагрузки на бизнес будут выступать основанием для включения компании в перечень выездных проверок. Данная концепция планирования выездных проверок приведена в Приказе ФНС России NoММ-3-06/333@ от 30.05.2007 (далее — Приказ).


Из концепции следует, что вероятнее всего в план выездных проверок попадут те компании, показатели деятельности которых отклоняется от средних значений. Такое может быть если компания работая в сфере не предусматривающей большие вычеты по НДС начинает заявлять отклоняющиеся от среднего значения показатели. В случае с рентабельностью, подозрение вызовет компания сдавшая отчеты с низкими показателями рентабельности, когда средние показатели рентабельности в данной сфере значительно выше.
Критерии оценки налоговиками периодически корректируются, учитывая экономическую ситуацию в стране и в отраслях бизнеса. По итогам 2017 года ФНС вновь обновила значения для оценки налоговой нагрузки и рентабельности. Таблицы приводим ниже.

Среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2017 год

Концепция системы планирования выездных проверок

Критерии самопроверки

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Таблица рентабельности

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Давайте рассмотрим принцип оценки по двум критериям:
1. Низкая налоговая нагрузка (критерий No1). В Приложении No3 к Приказу приведены средние значения данного критерия. Рассчитать данный показатель можно самостоятельно по формуле —
Сумма налогов и сборов за календарный год/оборот х 100%
Если получившееся значение будет ниже приведенного в Приказе, то это может привлечь внимание сотрудников ФНС и послужить поводом для назначения выездной проверки.

2. Рентабельность (критерий No11). В приложении No4 к Приказу приведены показатели рентабельности активов по видам экономической деятельности. По сравнению с 2016 годом показатели рентабельности претерпели некоторые изменения. Можно выделить повышение показателя рентабельности в сфере строительства с 6,8 в 2016 году до 7,2 в 2017 году. При этом некоторые показатели наоборот были снижены. К примеру в сфере оптовой и розничной торговли данный критерий в 2016 году составлял 10,5, а в 2017 уже 4,6. Как мы видим снижение более чем в два раза, следовательно, владельцы рентабельных магазинов с высокой долей вероятности могут попасть в график выездных проверок ФНС.

Мы рассмотрели два наиболее обширных критерия, однако по другим критериям также ФНС в случае значительных отклонений может принять решение о назначении проверки. Проверьте самостоятельно грозит ли вам выездная проверка и если ваша компания в «зоне риска» предпримите все меры, чтобы все прошло чисто.