Россия и Саудовская Аравия станут партнерами?
Наследный принц Саудовской Аравии накануне заявил, что ведет переговоры с Россией о продлении соглашения по ограничению добычи нефти еще на 10 лет. Данное заявление удивило экспертов, которые полагали, что Россия не пойдет на такое соглашение в нынешних реалиях.
Как мы знаем и для России и для Саудовской Аравии нефтяной рынок является наиболее крупным источником финансовых поступлений в казну. Экономики наших стран чувствительны к ценам на углеводороды. Поэтому еще 30 ноября 2016 года между крупнейшими нефтедобывающими странами было заключено соглашение ОПЕК+, которое было призвано координировать квоты на добычу нефти. Большую роль в данном соглашении сыграли Россия и Саудовская Аравия и в октябре 2017 года король Сальман бен Абель-Азиз Аль Сауда посетил Россию. Этот визит привел к «оттепели» в до этого очень холодных отношениях между Россией и Саудовской Аравией.
На фоне событий на внешнеполитической арене и возможно под давлением лоббистов из США наследный принц Саудовской Аравии, славящийся своими радикальными мерами внутри страны, допускал нелицеприятную риторику в адрес действий России в Сирии. При этом учитывая заявление министра финансов Антона Силуянова, что его ведомство намерено заложить в бюджет 2019 года цену за баррель нефти в размере 40$. По словам министра, это способ застраховаться от падения цены нефти.
На основании этих и многих других факторов эксперты полагали, что Россия не согласиться на пролонгацию соглашения, что приведет к снижению цен за баррель нефти может негативно сказаться на экономике Саудовской Аравии, которая на данный момент затеяла ряд реформ по модернизации энергетического комплекса страны и региона.
Однако последнее высказывание наследного принца Мухаммеда бен Сальмана удивило участников нефтяного рынка. Сейчас эксперты строят догадки о возможном росте цен за баррель нефти до 80 и более долларов.
Детали перехода от меморандума сроком на один год к модели, предусматривающей ограничение добычи на 10–20 лет, по словам Мухаммеда бен Сальмана, пока не проработаны, но предварительная договоренность уже существует. При продлении действующего соглашения в конце ноября 2017 года Эр-Рияд настаивал как минимум на двухлетней пролонгации. Теперь, судя по всему, сроки существенно возросли.
Мы считаем, что конкретике вокруг данного соглашения пока нет. В соглашении могут быть лишь прописаны основные принципы сотрудничества. Ну и есть подозрения, что заявление принца последовало не случайно. Так в начале февраля 2018 года цена на баррель нефти марки Бренч просела с цены в 69,82$ первого февраля до цены в 62,7$ девятого февраля. Так на «дне» цена пребывала вплоть до 13 февраля. После заявления и отчетов экспертов цена на нефть начала рости и по состоянию на 29.03.2018 года составляет 69,33$ за баррель нефти.
Но будет ли мешать партнерству и сотрудничеству политическая обстановка в регионе и заявления наследного принца Махаммеда бен Сальмана о возможном начале войны с Ираном, к которому по нашему мнению их подталкивают западные партнеры. А Иран как известно партнер России в ряде отраслей.
На данный момент мы можем наблюдать сложную обстановку в регионе в целом. Нарастающая вероятность вспышки новой горячей точки в Пакистане из-за гражданской войны, нарастание напряженности в Персидском заливе из-за резкой риторики Саудовской Аравии и увеличение контингента НАТО в данном регионе. Пока сложно делать прогнозы.
Но если вспыхнут локальные конфликты, то однозначно можно предполагать, что цены на нефть будут расти и выгодно это будет уже не только для России но и для США где себестоимость добычи нефти доходит до 50$ за баррель в отличие от России и Саудовской Аравии где в зависимости от месторождения себестоимость составляет 10-20$ за баррель.